3 сентября 2020, 13:16

Отдых на юге с детьми требует машины, денег и лекарств

Бархатный сезон на российском юге в самом разгаре. Многие предпочитают для отдыха именно это время, когда пляжи пустеют, а погода становится максимально комфортной. Нет палящего солнца, а море уже хорошо прогрелось. Нередко родители отпрашивают своих детей из школ и детских садов, чтобы провести отпуск в сентябре. Мы с семьей только что вернулись из посёлка Лазаревский под Сочи. Добирались на машине. Возможно, наш опыт будет полезен читателям «Призыва».

Поездка с детьми — отдых особый, с легким флером напряженности, усиленного внимания и попыткой поймать дзен, когда начинаешь просто закипать. Накануне путешествия дети в составе 8-летней дочки Полины и 4-х летнего Григория прошли инструктаж поведения в дороге. Хотя во время пути мне всё равно пришлось неоднократно повышать голос и угрожать, что мы поворачиваем обратно — гулять на стадионе вместо морского побережья.

Почему на машине: минусы и плюсы дороги

Плюс первый — экономия. Если взять дорогу от Владимира до Сочи, то цена билета на поезде обошлась бы в одну сторону от 6000 рублей за человека. Мы на бензин туда-обратно потратили всего 12 тысяч рублей. То есть в два раза меньше, учитывая, что нас было четверо.
Плюс второй — питание в пути разнообразное. В общей сложности на него ушло 5 тысяч. Мы старались останавливаться у кафе с обычной кухней, а не в фаст-фуде. Всё время в машине была бутылка минеральной воды и пакет с леденцами на тот случай, если кого-то укачает (перестраховка: обычно этого не случается).
Ну, и третий, самый очевидный плюс поездки на автомобиле — свобода в выборе маршрута и остановка по требованию.

1700 километров мы преодолели за 28 часов.

Минусы. Во-первых, это большая нагрузка на водителя, который за рулём почти сутки. Мы хотели добраться до отеля в Лазаревском максимально быстро, поэтому на ночлег в гостинице не останавливались. Подремали в салоне часа три. Дети, естественно больше. Младший устроился на заднем сиденье. Дочка легла на подушки, приготовленные на полу.

Ещё одна неприятность, с которой столкнулись все водители, рванувшие на юг в середине августа, — километровые пробки. Больше трех часов мы плелись под Богучаром Воронежской области. На обратном пути таких дорожных коллапсов не возникало, но пробки всё же были. Их лучше всего отслеживать по навигатору.

Платные участки дороги

Платная дорога на юг включает в себя один минус (затраты) и много плюсов. Мы изначально решили, что на море выберем проезд по платным участкам автодороги «Дон» (М4). Во-первых, магистраль современная и едешь по ней быстрее и безопаснее. Во-вторых, на этих участках не сидят в засадах сотрудники ГИБДД. Скоростной режим контролируют камеры видеонаблюдения.

Ещё до появления платных дорог у нас был печальный опыт «ошкуривания» ездоков ростовскими инспекторами. Мы лишились половины суммы, запланированной на отдых. Поэтому для себя решили — лучше отдать малую сумму на платном участке, чем рисковать на «бесплатной», объездной.

До Краснодарского края на платной дороге примерно 15 пунктов. Сумма сбора на каждом разная. Ночной тариф (с 00-00 до 07-00) дешевле.

А ещё те, кто хочет сэкономить и миновать очереди перед пунктами оплаты, могут заранее купить транспондер, который крепится на лобовое стекло транспортного средства. Для таких авто предназначены специальные ряды. Но мы платили по старинке, через кассу. По приезду домой в бардачке накопилось чеков на сумму около 2 тысяч рублей.

Выбор курорта

В 2018 году с детьми мы ездили в Витязево (Анапа). Этот курорт славится своими песчаными барханами. Место для детей идеальное. Но прибрежная зона зачастую утопает в тине. И дети, словно лягушата, плещутся в болоте. В этот раз мы решили сделать ставку на прозрачность и чистоту моря. Район Лазаревского этим может похвастаться, здесь я была ещё в студенческие годы.

Но здесь есть свои недостатки — погулять босиком по пляжу будет проблематично — галька. Когда выходила из воды на сушу, я чувствовала себя йогом.

Плавать в специальных резиновых тапочках не хотелось, но детям решили купить. Они стоят 150-200 рублей. В итоге тапки были использованы единожды. Как оказалось, дети не особо в них нуждаются. Из-за малого веса дискомфорта от гальки они не испытывали.

Что касается морских развлечений на каждом курорте они примерно одинаковые: водные бананы, катамараны, полеты на парашюте, катера с морской экскурсией. По всем пляжам Черноморского побережья ходят люди с кричалками: «Трубочки со сгущенкой, пахлава медовая, горячая кукуруза, раки!». Вслед за торговцами скромно курсируют представители африканской народности и предлагают за деньги с ними сфотографироваться.

Отель выбираем заранее

Отели и гостевые дома, где мы будем жить на море, всегда выбираем и бронируем заранее, ещё дома. Последние годы для поиска я использую сайт booking.com. Здесь очень подробно, с отзывами и фотографиями туристов, рассказывают про каждую гостиницу. В этот раз мы выбрали отель, соответствовавший главному нашему критерию — близость к морю. Пешком до пляжа мы шли 3-4 минуты. Наконец-то! Знаю по себе, что долгие прогулки с детьми утомляют всех — и родителей и малышей.

Второй обязательный пунктик — бассейн. У нас он был хоть и небольшой, но дети из него просто не вылезали. И если на море они шумно катались на волнах, то здесь ныряли под воду и играли с отельными друзьями. Честно, я переживала за номер. У нас был делюкс с видом на море и тремя спальными местами. Для 4-х летнего сына администрация отеля бесплатно предоставила маленькую кроватку. Можно сказать, всем было вольготно.

Перед бронированием я, конечно, изучила отзывы. Почти все они были положительные. Это сыграло свою роль.

В отеле был замечательный сервис, в номерах убирались на совесть (каждые три дня). А ещё здесь есть своя веранда под открытым небом на крыше с мини кинозалом, настольный теннис, тренажерный зал, бесплатный прокат велосипедов и своя шашлычная на территории. О которой я расскажу дальше.

Питание на море

Колоритная особенность российских курортов — вечерний аромат шашлыка, который заполняет практически все южные улочки. К таким заведениям, как правило, выстраивается очереди. Люди готовы ждать и по часу своей порции дымящихся кусочков свинины, курицы или баранины. Нам с поздним ужином повезло, шашлычная была прямо на территории отеля. И мясо здесь готовили на «пятерку».

Что я заметила: из года в год цены на южный шашлык почти не меняются. Куриный стоит 90 рублей за 100 граммов, свинина — 120, баранина — 180. А ещё на гарнир повар запекал разнообразные овощи. Меня просто покорил баклажан, приготовленный на углях. Обычно приличная тарелка ассорти на всю семью у нас выходила на 1000 рублей, с учетом, что дети съедали по 1-2 кусочка и отваливали от стола.

Более прозаично проходили завтраки и обеды. Черноморское побережье изобилует столовыми. Здесь есть и каша, и сырники, и блины, и домашние вкусные котлеты и супы. Средний счет на 4-х утром у нас выходил на 600 рублей, в обед на 800. Особо хочется отметить южное мороженное. У нас в Лазаревском стояли фирменные ларьки «Славица», где за 35 рублей можно было купить 100 граммовый настоящий сливочный пломбир с джемом либо шоколадом. Цены были очень демократичные, ассортимент большой, а мороженное — просто объедение!

Куда сходить в Лазаревском

Просто так гулять с детьми по южному городу — не всегда успешное мероприятие. Например, мои перетрогали всех встречных кошек. Что поделать, дети хотят развлечений. В этом году у нас по плану стоял дельфинарий. Ребята хотели увидеть настоящих морских животных, вживую, а не на картинке. Увидели, погладили. Одного похода достаточно. Больше не хочется, да и денег жалко. Билет не дёшев, сфотографироваться с животным — под тысячу, поплавать три круга — 2000 рублей. Детям скидки не делают.

В идеале таких животных лучше наблюдать в естественной среде, на обособленном морском участке. И чтобы не орали при этом в микрофон длинные речи про «волшебную сказку» и не устраивали лазерное шоу. На мой взгляд, это абсолютно лишнее. Люди хотят просто пообщаться с этими прекрасными представителями фауны.

Парк аттракционов тоже был в детском списке «хотелок». Мы посетили «Ривьеру» в Сочи, и непосредственно сам парк в Лазаревском. Цены, здесь, конечно, кусаются. За виртуальную реальность 7D с меня взяли 500 рублей за двоих детей. И столько же я отдала за полеты на подтяжках на батуте. А ещё в Сочи Полина выпросила свой портрет в исполнении уличного художника. 1000 рублей как не бывало.

Куда ещё можно сходить в Лазаревском? Аквапарк, да океанариум. Если честно, мы под конец отпуска заленились, и просто ходили загорать на пляж.

Есть ли масочный режим на море

О том, что сейчас продолжается пандемия COVID-19, на море можно было вспомнить лишь в магазине «Магнит», когда в толпе, бывало, проскользнет редкий покупатель в маске. На улицах, в кафе, на пляже никто не носил средства защиты и социальную дистанцию естественно не соблюдал. Отель, кстати мы специально выбирали не в центре Лазаревского, а на окраине, чтобы береговая линия не напоминала муравейник.

В электричке до Сочи все пассажиры сидели рядом и без масок. То есть мы попали словно в другой мир, который был ещё «до», в мирное время. В самой гостинице также не требовали ношения сизов. В итоге ковидом никто не заболел, а вот акклиматизация не у всех прошла гладко.

Детей на море может «полоскать»

Я с ужасом вспоминаю, чем закончилась наша прошлогодняя поездка в Турции. Отдых в целом прошел нормально, но перед самым вылетом из Алании сына начало тошнить. Его выворачивало по дороге в аэропорт, в самолете, по дороге во Владимир из Москвы. В итоге мой отпуск закончился пребыванием в детском инфекционном отделении второй горбольницы. Спасибо врачам, ребенка выходили за неделю. Так вот, к чему это я, на второй день пребывания на море в Лазаревском сына опять вырвало. Дважды. Конечно, хотелось верить в лучшее, что это просто реакция организма, а соленую воду, которой он мог наглотаться накануне в море. Но мысленно я уже была готова вызвать скорую по 112. Полисы ОМС мы, естественно, взяли с собой на юг. В моей домашней аптечке на случай расстройства пищеварения у детей есть проверенные лекарства. Ребенок их принял, полдня отсыпался, а потом проснулся, сказал, что хочет кушать и начал, как обычно, хулиганить.

Что ещё в таких случаях врачи советуют? — давать ребенку побольше пить, пусть маленькими, но частыми глотками.

Конечно, ото всех опасностей на море заранее перестраховаться нельзя. Но если вы отдыхаете с детьми, надо быть всегда настороже, в десять раз осторожней, чем обычно: в воде, на суше, в машине… Чтобы потом, разглядывая фотографии дома, отпуск вспоминать с улыбкой на лице.

Последние новости:
3 мая 2024, 16:10
В Суздале длительный срок наказания получил горожанин, жестоко забивший знакомого
Прокуратура Владимирской области сообщает о вынесении приговора городским судом. Ранее судимый местный житель обвинен в смерти знакомого. Кроме того, мужчина находился под административным надзором, однако уехал из города.Вечером 6 февраля 2023 гражданин с…
3 мая 2024, 15:57
Более 1,7 млн тонн груза обработали терминалы ГЖД за 4 месяца
Обработка груза на терминалах Горьковской железной дороги в январе-апреле 2024 года превысила отметку в 1,7 млн тонн, что на 15,9% выше, чем в 2023 году. Данный показатель обусловлен инфраструктурным развитием грузовых площадок магистрали и совершенствован…
3 мая 2024, 15:45
Петушинский район обзавелся глэмпингом
В деревне Грибово Владимирской области через месяц-другой заработает «Грибово парк» — территория с модульными отелями для круглогодичного отдыха на природе. К глэмпингу пока еще нет нормальной дороги, но авторы проекта все равно уверены, что смогут привлеч…
3 мая 2024, 15:43
Муромская компания признана "Экспортером года Владимирской области"
Подведены итоги регионального конкурса «Экспортёр года Владимирской области» по результатам 2023 года. В нём приняли участие 53 предприятия малого и среднего бизнеса нашего региона, работающие на международном рынке. В номинации «Экспортёр года в сфере про…